Воскресенье, 15.07.2018, 21:44
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ №14 село Просянка

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование самообразовательной и творческой деятельности учащихся в процессе обучения физике

Формирование самообразовательной и творческой деятельности учащихся в процессе обучения физике Введение Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений.
Толстой Л.Н. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Разработка проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутренние побуждения расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного рабочего, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность, и в том, и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Физика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Очень часто под основной целью физического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому необходимо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, с другой стороны - развить воображение и интуицию. Иначе говоря, физика нужна для интеллектуального развития личности. Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщения изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Самостоятельная работа учащихся Сегодня обществу нужна творческая личность – человек, который способен думать по-новому, самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, самостоятельно находить способы их осуществления, предлагать нестандартные решения. Нужен человек, который имеет не только способности, но и потребность саморазвития и самоусовершенствования.
Но ни для кого не секрет, что часто выпускник школы не готов к самостоятельной жизни, он даже не всегда готов к продолжению учебы в высших учебных заведениях: не может самостоятельно добывать знания, работать с литературой. Ученые исследовали эту проблему и выяснили, что более 70% выпускников не умеют планировать свою интеллектуальную деятельность, не могут составить конспект, выделить главное из прочитанного, беспомощны в работе со справочной литературой. Как решить эту актуальную проблему? Все понимают, что это не так легко и в рамках одного урока практически невозможно. Анализ ситуации показал, что нужна целенаправленная система мер по формированию навыков самообразовательной деятельности учащихся. И эта система должна включить в себя и корректировку учебных планов, и совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и улучшение научно-методической работы школы. Так как самообразование – это процесс овладения знаниями по инициативе самой личности и контролируемый самой личностью, то построение процесса обучения навыкам самообразовательной работы возможно только на основе изучения данных индивидуальных психологических особенностей личности. Создавая условия для обучения, нужно понимать, что обучение возникает только в условиях активной деятельности учащихся и это должно согласовываться с мотивами деятельности того, кто обучается. Другими словами – обучение должно соответствовать известному закону единства педагогического руководства и самодеятельности учащегося. Да, ребенок должен трудиться, ибо как сказал Д.И.Менделеев «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Решение любой проблемы необходимо начинать с организации методической работы, т.к. проблемы в учебной деятельности ученика всегда находят отражение в практической деятельности учителя. Именно с ее помощью учитель должен понять и принять идею необходимости решения данной задачи и, прежде всего учителя необходимо поставить в условия самообразования и саморазвития. Способствует работе по формированию самообразовательной деятельности учащихся и проведение теоретических семинаров, на которых происходит знакомство с современными педагогическими технологиями и могут быть рассмотрены следующие вопросы: – использование активных форм работы учащихся на уроке;
– диагностирование и прогнозирование учебно-воспитательного процесса;
– поиск и развитие одаренных и способных детей;
– развитие творческих способностей учащихся и др. Важным фактором для организации самообразовательной деятельности учащихся является уровень профессионального и творческого потенциала учителя, что способствует более качественному решению поставленных перед школой задач. В педагогическом арсенале любого учителя существует множество методических приемов, с помощью которых
можно научить учащихся приемам самостоятельной работы. Наиболее эффективным является использование Правил самостоятельной деятельности Л.А.Ушаковой: – правила записи текста;
– как составить конспект;
– как подготовить реферат;
– правила запоминания;
– учись работать над понятием;
– учись проводить сравнение;
– как провести эксперимент;
– учись правильно наблюдать;
– как составить тезисы;
– научись разъяснять теорию и др. В чем же мы видим возможности развития самообразовательной деятельности ученика? Прежде всего, в изменении характера учебного процесса. Необходимо сократить долю готовой информации, получаемой учащимися от учителя и увеличить удельный вес их самостоятельной работы. Причем на этом этапе необходимо стимулирование учащихся к активной самостоятельной деятельности. Для этого необходимо: – переводить знания ученика в его убеждения и мировоззрение;
– учить теоретически объяснят полученные результаты;
– не злоупотреблять показом образца действий, детальными инструкциями, жестким управлением;
– ставить учащихся перед необходимостью аргументации и критического анализа;
– научить методам самоконтроля и самооценки и многому другому. При этом весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся имели возможность постоянно развивать и закреплять приобретенные умения. Учителю необходимо всегда помнить основные принципы стимулирования самостоятельной работы учащихся: - заинтересованность учащихся в приобретении знаний; - организация учебного поиска; - наличие личной точки зрения, сравнения и аналогии; - привлечение к выполнению заданий повышенной трудности; - проведение оригинальных экспериментов и т.д. Работая в этом направлении необходимо изменить и критерии оценки знаний учащихся. Высоко должен оцениваться ответ, в котором проявляется творческий подход к изучению учебного материала, в котором просматривается самообразовательная деятельность ученика. Самым простым и распространенным способом включения самообразовательной деятельности в учебный процесс являются рекомендации учителем дополнительных источников получения знаний по изучаемым вопросам – это и телевидение, и книги, и, конечно же, Интернет. По мере того, как ученики приобщаются к самообразовательной деятельности, объяснение учителя постепенно уступает место самостоятельному поиску знаний. Посещая сегодня уроки можно видеть, что активно работает преимущественно учитель, процесс обучения построен на запоминании, вместо работы мысли усиленно работает память учащихся. В связи с такой ситуацией возникает необходимость сформировать у учеников потребность в активном обучении. Мы должны учеников учить учиться. А именно, развивать свои способности, совершенствовать умения и навыки, овладевать научными методами познания, научиться методам самостоятельного обучения. Многие учителя владеют большим арсеналом форм, приемов и методов организации самообразовательной деятельности. Это и нестандартные уроки, ролевые и деловые игры, использование дополнительных источников знаний для устных опросов, тестовых заданий, викторин, докладов, сообщений, это и проблемное обучение, подготовка рефератов, проведение домашних опытов, наблюдений; это и проведение самостоятельных, парных и групповых работ. Во внеклассной работе это кружки, предметные недели, тематические вечера, выпуск стенгазет, научные конференции, выставки, издание альманахов ученического творчества и т.д. А что же со стимулированием? Да это и есть стимулирование, т.к. пропаганда самообразования, ощущение учеником мощи интеллектуального богатства – это и есть стимул. Термин «стимулирование» происходит от латинского слова, которое означает побуждение к действию, побудительная причина. Стимулировать значит вызывать повышенный интерес. Следовательно, это превращение внешнего фактора воздействия во внутреннее побуждение личности. Основным стимулом деятельности ученика является оценка. А это инструмент, пользование которым требует огромного умения и высокой педагогической культуры. Особенно это важно в оценивании самообразовательной деятельности. Оценка порождает отметку, которая имеет важное воспитательное значение. Похвала усиливает внутреннее побуждение. Огромную роль в стимулировании играют поощрение и наказание. В стимулировании самообразовательной деятельности более весомую роль играет поощрение, т.к. преследует цель побудить работать еще лучше. Стимулом в работе может быть и создание благоприятной ситуации, т.к. лучше и быстрее ученик делает то, что нравится. Стимулирует и перспектива, и развитие сознательности, и материальные стимулы, и оправданные требования и целеустремленный выбор форм и методов, и правильно сформулированная цель, и объективный учет и контроль, и любимый, стимулирующий учитель. Учителю необходимо искать и применять такие стимулы, которые превращают «надо» в «хочется». И только тогда сегодняшний выпускник вместе с аттестатом о среднем образовании унесет из школы хорошо развитые умения и навыки самообразования и самоусовершенствования. А ему это ох как надо! Потому что слова «век живи – век учись» вовсе не юмор. Они имеют философское значение и это жизненная необходимость. Творческая деятельность Активность личности в том или ином виде деятельности рассматривается как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, проявление усилия, напряжения умственных сил, как стремление к энергичной деятельности, как преобразование окружающих явлений, процессов, предметов. Обучение – процесс тесного взаимодействия между учителем и учеником. Оно будет эффективно только в том случае, если и учитель, и ученик проявят высокую активность. Причем активность последнего является решающей. Если нет активности школьника в усвоении знаний, то, сколько бы учитель ни требовал, ни «разжевывал» факты, никаких знаний, умений у учащихся не появится. С целью активизации творческой деятельности учащихся учитель специально отбирает содержание материала, формы, методы, приемы и средства обучения не только для каждого урока, но и для каждой темы. Активность ученика в учебном процессе – это определенное волевое усилие, характеризующее познавательную творческую деятельность ученика. Она может быть внешней (моторной) и внутренней (мыслительной). Внешняя активность легко определяется учителем, ибо ее признаки на виду, при этом ярко выражены: ученик на уроке деятелен (записывает, решает задачи, совершает действия и т. д.) направлено на учителя, или на доску, или на демонстрируемые предметы. Внутренняя (мыслительная) активность предполагает наличие признаков внешней активности. Кроме того, ей свойственны такие специфические признаки, как напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций – анализ, сравнение, обобщение; проявление устойчивого внутреннего интереса к изучаемой на уроке теме, учебному заданию. Слова учителя на занятиях могут быть понятны только в том случае, если ученик направит на них свое внимание, поставит цель понять, усвоить этот материал, то есть мобилизует свою внешнюю и внутреннюю активность. Словом, прочное, глубокое усвоение знаний, учение с увлечением зависят от активной работы мысли ученика на уроке. Поэтому ценным является тот урок, на котором активно работает ученик, а учитель организует его творческую деятельность. Активизация творческой деятельности школьника требует от учителя умелого методического руководства процессом познания, глубокого понимания педагогической целесообразности применения форм, методов, приемов и средств обучения. Развитие творческой активности учащихся, обеспечение прочного усвоения знаний невозможны без создания определенных педагогических условий: - обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроках; - динамичность, разнообразие форм, методов, приемов и средств обучения, их направленность на развитие активной познавательной деятельности учащихся. При организации учебной деятельности учащихся важно учитывать следующее: - изучение материала по каждой теме, кроме специфики предмета, нуждается в освещении и раскрытии особенностей данного материала; - нельзя универсализировать ту или иную форму, тот или иной метод обучения; отдельно взятый метод не может привести к полноценному усвоению знаний, формированию умений и навыков; - смена видов, способов деятельности на занятиях и их разнообразие снимают преждевременную утомляемость учащихся и обеспечивает более продуктивную познавательную деятельность; - важна дифференциация обучения в соответствии со способностями и интересами учащихся. Формы, методы, средства обучения должны обеспечивать творческое отношение к изучаемому материалу, направлять их действия на поиск новых знаний, исследование явлений, процессов и вооружение обучающихся методами учебного познания. К.Д. Ушинский требовал от учителей развивать познавательные способности детей на уроке: «Должны постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развивать в нем желания и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь». За творческую активность в учебном процессе боролся Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать». Одним из путей активизации творческой активности учащихся на уроках физики является проблемное обучение - методическая система, включающая особое сочетание разнообразных приемов и методов обучения. В проблемном обучении учебный процесс приобретает свою специфическую структуру, состоящую из цепи последовательно разрешаемых проблем. Процесс их разрешения имеет свою логическую последовательность действий, отражающих методы научного познания (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, выбор метода решения, сбор необходимых фактов, их анализ и обобщение, проверка решения, формулировка выводов). Структура проблемного урока подчиняется логической структуре познавательных действий, присущих поисковой деятельности. Центральным в теории проблемного обучения являются вопросы создания проблемной ситуации и постановки учебных проблем. Каждое учебное проблемное задание является искусственной педагогической конструкцией, Оно специально конструируется с обучающей целью и включается в определенный момент в учебный процесс в соответствии с логикой учебного процесса. Процедура познавательных действий в проблемном обучении включает: - Осознание проблемной ситуации; - Анализ проблемной ситуации; - Выдвижение идей, предположений по выходу из ситуации; - Обоснование выдвинутых идей, предположений; - Определение следствий; - Формулировка проблемы; - Сопоставление проблемы с имеющимися знаниями и умениями; - Планирование плана решения проблемы; - Решение проблемы; - Сравнение результатов с первоначальными идеями; - Формулировка вывода. Проблемность с точки зрения теории познания - принцип, определяющий содержание и форму познавательной деятельности человека и в первую очередь его мышления. В учебном процессе проблемность проявляется в стремлении и умении познающего: а) выделять наиболее важные, узловые идеи и положения и вокруг них группировать фактический материал, систему доказательств и следствий (в этом заключается содержательная сторона проблемности); б) преодолевать познавательные затруднения, противоречия при столкновении известного и нового, частного и общего, житейского и научного и т.д. (операционная сторона проблемности); в) проблемность выражается в возбуждении потребности в познании (мотивационная сторона). Рассмотрим прежде всего проблемное изложение учебного материала. Оно заключается в том, что учитель сам ставит проблемы, сам их решает и делает выводы. Изложить материал проблемно - это значит, не изменяя существенной информации, по возможности максимально усилить ее эмоциональную сторону (путем создания проблемной ситуации), преобразовав по мере необходимости структуру материала. Проблемное изложение будет успешным при наличии ряда условий. Во-первых, должна быть четко определена целесообразность его в каждом конкретном случае (при этом учитывается возраст учащихся, их уровень развития и обученности, временные ограничения, содержание материала). Во-вторых, учителю необходимо глубоко и прочно владеть как фактическим, так и историческим аспектами физики. В-третьих, следует овладеть умением «видеть» противоречия, вычленять и делать их видимыми для учащихся, т.е. учителю необходимо быть диалектиком и владеть технологией правильной постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися. Чтобы конструирование проблемного изложения происходило успешно, надо четко представлять его общую структуру; она состоит из четырех этапов: 1) организация проблемной ситуации, 2) выдвижение гипотезы, 3) ее аргументация, 4) выводы. Надо учитывать общие требования к любому изложению учебного материала: иметь представление об уже имеющихся у учащихся знаниях, показывать связь между ними и знаниями, подлежащими усвоению; включать в изложение оптимальное число задач (проблем), причем только посильные ученикам; разъяснять все логические связи между элементами учебного материала, даже те, которые на первый взгляд кажутся достаточно простыми и явными; не оперировать словами и терминами, не знакомыми учащимся, и др. Проблемные ситуации на уроках создаются и путем опоры на жизненный опыт учащихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Здесь мы имеем возможность подбором соответствующих примеров обогатить жизненный опыт учащихся. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами: - столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования; - созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям; - побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса. Такие вопросы учителя как: "Почему дрова зимой колются хорошо?" (10 кл.), "Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?" (Теплопроводность, 8 кл.), "В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?" (Скорость движения молекул и температура тела, 7 кл.), "Весной нередко приходится наблюдать, как в садах разводят костры. В какое время суток их обычно разводят и для чего?" (Изменение агрегатных состояний вещества, 10 кл.), "Для уменьшения силы трения применяют смазку. Почему же плотники перед тем, как взять топор, смачивают руки?", "От обработки поверхности трущихся тел трение увеличивается (вспомните трение стекла по стеклу). Почему же заржавевшие коньки скользят хуже, чем коньки с гладкими лезвиями?" (Трение, 7 кл.), "Почему весной, хотя солнце и хорошо греет, долго стоит холодная погода?" (Плавление тел, 8 кл.) и другие являются для учащихся проблемными. Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, учитель подводит учащихся к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями. Главная задача обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся. Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. Безусловно, все сказанное не исключает необходимости информационно-сообщающего изложения учебного материала. В практике школьного обучения следует разумно сочетать приемы и методы обучения, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности ученика. Главным является личность не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с быстрой реакцией на все новое, с полноценно развитыми потребностями к дальнейшему познанию и самостоятельному действию, с хорошими ориентировочными навыками и творческими способностями.

Категория: Мои статьи | Добавил: PanSVet (28.01.2011)
Просмотров: 5128 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz